Школа – территория здоровья

 

  1. ОБОСНОВАНИЕ И АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

За последние десятилетия произошли значительные сдвиги  в состоянии здоровья детей и подростков, характеризующиеся ростом распространенности функциональных расстройств и хронических болезней, ухудшением показателей физического развития, увеличением распространенности поведенческих факторов риска. Неблагоприятные тенденции в состоянии здоровья детей и подростков приводят к таким негативным социальным последствиям, как неготовность к школьному обучению, ограничения профессиональной пригодности  и др.

К основным школьно-обусловленным факторам риска формирования здоровья обучающихся относятся неполноценное питание, несоблюдение гигиенических нормативов режима учебы и отдыха, сна и пребывания на воздухе.

Наиболее агрессивными факторами, которые на современном этапе значимо влияют на формирование здоровья обучающихся, являются: высокий объем учебных и внеучебных нагрузок, интенсификация процесса обучения, а также дефицит времени для усвоения информации. Эти психотравмирующие факторы в сочетании с уменьшением продолжительности сна и прогулок, снижением физической активности оказывают выраженное стрессовое воздействие на развивающийся организм.

Значимой причиной ухудшения состояния здоровья обучающихся является также несознательное и безответственное отношения к своему здоровью, что указывает на недостаточную эффективность гигиенического обучения и воспитания по формированию у детей и подростков умений и навыков здорового образа жизни.

Среди подростков в современных условиях нашли широкое распространение рисковые (протестные) формы поведения: курение, алкоголь, наркотики, ранняя сексуальная активность, т.е. те факторы, которые ВОЗ рассматривает как ключевые индикаторы здоровья.

Школа – это учреждение, в котором деятельность по охране здоровья обучающихся и формированию у них мотивации к ведению здорового образа жизни дополняет образовательные задачи и должна стать не менее приоритетной.

Проблема сохранения здоровья учащихся в настоящее время является не только педагогической, она обрела социальное значение. Для решения проблемы по существу необходимы не просто профилактические мероприятия (санитарно-гигиенические, медицинские мероприятия по улучшению показателей заболеваемости, физического и нервно-психического развития и т.п.), а создание целостной системы обучения и воспитания в учреждении, которая способствовала бы формированию потенциала здоровья и здоровой личности ребенка и вела к оздоровлению всего школьного коллектива.

      Проект «Школа – территория здоровья» реализуется в рамках Государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь». Данный проект объединяет и согласовывает работу педагогического коллектива, медико-психологической службы, общественности по формированию культуры здорового образа жизни всех участников образовательного процесса. Проектом предусмотрены как общие мероприятия для всех обучающихся, так и с учетом возрастных категорий, а также «групп риска», т.е. обучающихся, уже имеющих нарушения состояния здоровья.

 

  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

 

Цель: формирование в сознании учащихся позитивного отношения к своему психическому и физическому здоровью как к важнейшей духовно-нравственной ценности; создание педагогической и социальной среды, способствующей положительной мотивации педагогов, обучающихся и их законных представителей к сохранению и укреплению здоровья.

Задачи:

  • воспитание у обучающихся культуры здоровья (формирование грамотности  в  вопросах здоровья,  практическое  воплощение потребности вести ЗОЖ, заботиться о собственном здоровье);
  • организация здоровьесберегающего образовательного пространства (отсутствие перегрузок; выполнение санитарно-гигиенических нормативов; использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе);
  • создание системы содержательного, информационного, материально - технического обеспечения агитационной и пропагандистской работы по приобщению подрастающего поколения, педагогов,  законных представителей обучающихся  к здоровому образу жизни;
  • создание в учреждении   оптимальный двигательный режим для обучающихся с учётом их возрастных, психологических и иных особенностей, развивать потребность в занятиях физической культурой и спортом;
  • организовать систему кружковой, внеклассной и внешкольной работы по формированию здорового образа жизни учащихся.
  • педагогами  учреждения применять технологии, сберегающие здоровье,  в образовательном процессе.
  1. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

 

  • Устойчивая мотивация школьников к здоровому образу жизни, готовность учащихся к реализации личностного потенциала.
  • Улучшение состояния здоровья учащихся, сокращение количества простудных и вирусных заболеваний.
  • Увеличение доли учащихся, вовлеченных в активную физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую работу.
  • Снижение доли учащихся с вредными привычками.
  • Укрепление и оздоровление социально-психологического климата в школе.
  • Положительная динамика мониторинга уровня физической подготовленности.

 

  1. УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА

 

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Педагог организатор

Служба СППС

Классные руководители

Учитель физической культуры и здоровья

Педагоги учреждения

Ученический коллектив, родительская общественность,

Обслуживающий персонал

Представители учреждения здравоохранения.

 

  1. ФОРМЫ РАБОТЫ

 

1.Учет состояния детей:

– анализ медицинских карт;

– определение группы здоровья;

– контроль санитарно-гигиенических условий и режима работы классов.

2.Физическая и психологическая разгрузка учащихся:

– организация работы спортивных секций, занятий по интересам, кружков, проведение дополнительных занятий физической культурой;

– динамические паузы;

– индивидуальные занятия;

– организация спортивных перемен;

– дни здоровья;

– физкульминутка для учащихся;

– организация летних оздоровительный лагерей с дневным  пребыванием.

3.Урочная и внеурочная работа:

– открытые уроки учителя физической культуры и здоровья;

– открытые классные и общешкольные мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности, спортивные секции: волейбол и настольный теннис.

 

 

  1. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА

 

Сайт учреждения, информационные стенды

 

  1. СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

 

2020-2022 гг.

 

План мероприятий по реализации проекта

«Школа – территория здоровья»

в государственном учреждении образования

«Воленская средняя школа» на 2020 год

Мероприятия

Дата

Ответственный

I. Организационные мероприятия. Режим работы учреждения

1.1.

Издание приказа о внедрении проекта

сентябрь

Директор Риштаков В.О., заместитель директора по УВР Малевич И.А.

1.2.

Мониторинг медицинских справок учащихся учреждения образования, распределение учащихся по группам здоровья

до 15.09

Классные руководители

1.3.

Анализ деятельности учреждения по укреплению и сохранению здоровья учащихся

до 20.09

Заместитель директора по УВР Малевич И.А.

1.4.

Размещение на интернет-сайте школы информации о проекте и мероприятиях в его рамках

согласно плану реализации

Заместитель директора по УВР Малевич И.А., ответственный за сайт

Литвинчик Т.И.

1.5

Ознакомление учащихся, законных представителей несовершеннолетних с проектом посредством проведения родительских собраний, классных часов

сентябрь

Классные руководители

1.6

Составление расписания  учебных, факультативных занятий. Оптимальная организация учебного дня и недели с учетом возможных нагрузок для обучающихся  различных возрастных групп

сентябрь, январь

Заместитель директора по УВР Малевич И.А.

1.7

Организация внеурочной деятельности, мероприятий шестого школьного дня

сентябрь январь

Руководители объединений по интересам, заместитель директора по УВР Малевич И.А.

1.8

Организация участия в районной олимпиаде по ЗОЖ

Ноябрь 2020

Игнатович Г.А.

1.9

Проведение анкетирования:

- по определению уровня знаний по вопросам здорового образа жизни;

- по определению доли учащихся, ведущих здоровый образ жизни, выявлению факторов риска, влияющих на состояние здоровья

октябрь, апрель

Служба СППС, классные руководители

II. Мероприятия по совершенствованию здоровьесберегающих условий в учреждении образования, организации гигиенического обучения и воспитания, питания обучающихся

2.1.

Материально-техническое и кадровое обеспечение школы с целью решения здоровьесберегающих задач

2.1.1

Повышение квалификации специалистов в ИРО, АПО и др. учреждениях

в течение года

Заместитель директора по УВР Малевич И.А.

2.1.2

Укрепление материально-технической базы:

приобретение спортивного инвентаря (мячи, обручи и пр.);

 ремонт спортзала (1 эт.);

приобретение новых классных досок (2 шт.)

в течение года

Директор Риштаков В.О.,

учитель физической культуры и здоровья Серко А.Е.

2.1.3

Обеспечение светового и теплового режима в учреждении

постоянно

Завхоз

2.1.4

Просветительская деятельность и пропаганда по вопросам охраны и сбережения здоровья:

- через проведение уроков по ОБЖ;

- проведение тематических классных, информационных часов, бесед, круглых столов и др. по вопросам сохранения здоровья (по отдельным планам классных руководителей);

- работа лекторской группы по вопросам здорового образа жизни

на протяжении реализации проекта

Педагоги, классные руководители 1-11 классов,

Педагог социальный

 Гоган Ю.Ю.

2.2.

Комплексная работа по сохранению и укреплению здоровья школьников

2.2.1

Проведение ежегодных медосмотров учащихся, выявление  отклонений, осмотр узкими специалистами по медицинским показаниям, анализ состояния здоровья, прививки обучающихся

согласно графику

УЗ «Ивацевичская ЦРБ»

2.2.2.

Соблюдение гигиенических норм и требований к организации образовательного процесса

постоянно

коллектив учреждения

2.2.3

Установление специального режима в период эпидемии

в период эпидемий

Директор Риштаков В.О., заместитель директора по УВР Малевич И.А., классные руководители

2.2.4

Организация и проведение обучающих семинаров по вопросам формирования здорового образа жизни, профилактике вредных привычек, неинфекционных заболеваний для учащихся, родителей, педагогов, встречи с врачами-специалистами

в течение учебного года

Заместитель директора по УВР Малевич И.А., педагог-организатор Зыбайло М.А.

2.2.5

Проведение Дней здоровья (по отдельному плану)

2-я суббота каждого месяца

Учитель физической культуры и здоровья Серко А.Е.

2.2.6

Проведение выставки рисунков по тематикам  здорового образа жизни, отказа от вредных привычек и т.п.

согласно плану ВР

Педагог-организатор Зыбайло М.А., служба СППС, классные руководители

2.2.7

Организация внеурочной занятости по вопросам формирования здорового образа жизни

в течение года

Заместитель директора по УВР Малевич И.А., классные руководители

2.2.8

Организация работы оздоровительного лагеря на базе учреждения образования

 

зимние каникулы, летние каникулы

Заместитель директора по УВР Малевич И.А., директор о/л

2.2.9

Проведение акций:

«Чистые руки» (1-4 кл.),

 «День без мобильного телефона» (5-11 кл.)

 

сентябрь

15 число каждого месяца

 

Классные руководители, служба СППС

2.2.10

Квест «Мы за здоровый образ жизни!»

декабрь

служба СППС

2.2.11

Проведение агитбригад:

«Семь правил для хорошей осанки»

сентябрь, январь

 

Педагог-организатор Зыбайло М.А., классные руководители

Проведение бесед в 5-м классе «Режим дня здорового школьника»

Октябрь

Классные руководители

Проведение практикума в 6-м классе «Компьютер и здоровье школьника»

Сентябрь 2019

Учитель информатики

Полуянович О.Б.

Спортивно-развлекательная игра «За ЗОЖ Молодёжь!»

март

Учитель физической культуры и здоровья Серко А.Е.,

классные руководители

«Привычка и привыкание»

Викторина «Азбука здоровья»

Вебинар «Вред здоровью от наркотиков»

май

апрель

март

Служба СППС., классные руководители

Проведение агитбригады «Здоровый образ жизни – приоритет каждого!»

ноябрь, май

Служба СППС, классные руководители

Проведение агитбригады «Со спортом дружить – здоровым быть»

декабрь, апрель

Учитель физической культуры и здоровья

Серко А.Е., классные руководители

2.2.12

Велофэст «Крути педали» ко Всемирному дню здоровья

апрель 2021

Учитель физической культуры и здоровья Серко А.Е.,

2.2.13

Подготовка и выпуск листовок, брошюр, флайеров по пропаганде здорового образа жизни

 

в течение года

Служба СППС

2.2.14

Конкурс фотографий на тему «Физкульт – ура!» 

май

Педагог-организатор Зыбайло М.А.

2.3.

Мероприятия по увеличению двигательного компонента в течение урока и оптимизации физической активности учащихся

2.3.1.

Организация в режиме учебного дня

- правильное размещение учащихся при посадке;

- гимнастика до уроков (1-4 классы);

- физминутка на уроках (1-11 классы);

- гимнастика для глаз на каждом уроке;

- режим проветривания;

- динамические паузы между уроками

постоянно

Педагоги школы, классные руководители, педагог-организатор Зыбайло М.А.

2.3.2.

Организация круглогодичной школьной спартакиады

в течение года

Учитель физической культуры и здоровья Серко А.Е., классные руководители

2.3.3.

Участие в ежегодных школьных, районных, городских спортивно-массовых мероприятиях

в течение года

Учитель физической культуры и здоровья Серко А.Е.

2.3.4

Проведение танцевальных флеш-мобов

по плану работы оздоровительного лагеря на базе школы

Директор о/л

3.

Анализ школьной тревожности. Мероприятия по оказанию психологической помощи детям с повышенным уровнем школьной тревожности

3.1

Проведение социометрии, теста на выявление уровня школьной тревожности

Тест незаконченных предложений «Моё отношение к своему здоровью»

сентябрь, январь

февраль

Педагог-психолог Попович С.И.

3.2.

Неделя профилактики ВИЧ (по отдельному плану)

Неделя ЗОЖ (по отдельному плану)

Неделя профилактики употребления ПАП «Независимое детство» (по отдельному плану)

Декабрь

Апрель

Март

Педагог-психолог Попович С.И., педагог социальный Гоган Ю.Ю.

3.3

Адаптация учащихся I классов к школе, V классов ко II ступени, X классов к обучению в старшем звене

сентябрь-

ноябрь

Заместитель директора по УВР Малевич И.А, педагог-психолог

Попович С.И.

3.4.

Ознакомление педагогов и родителей с физиологическими и психологическими особенностями здоровья детей и подростков

по запросу

по плану службы СППС

Педагог-психолог

Попович С.И.

4

Мероприятия по улучшению питания учащихся

4.1

Выполнение натуральных норм питания

постоянно

Третьяк И.В.

4.2

Контроль за выполнением гигиенических требований к содержанию помещений, оборудования, инвентаря, посуды; соблюдением персоналом правил производственной санитарии, а также сроков годности и условий (хранения) и условий хранения пищевых продуктов и продовольственного сырья

в течение года

Совет по питанию

4.3.

Проработка вопроса об увеличении количества фруктов, овощных и фруктовых салатов, кисломолочных напитков в школьном меню

в течение года

Третьяк И.В.

III. Дополнительные мероприятия, проводимые в классах

3.1.

Продвижение альтернативной формы обучения «Веселые уроки на природе» (проведение учебных занятий, экскурсий по выбранным предметам на открытом воздухе)

весенне-осенний период года

Классные руководители, учителя-предметники

 

IV. Оценка эффективности мероприятий проекта. Определение стратегии дальнейших действий

4.1.

Анкетирование педагогов, учащихся, законных представителей несовершеннолетних с целью определения уровня знаний по вопросам здорового образа жизни с анализом полученных результатов

Май

Служба СППС., кл.руководители

4.2.

Анализ работы педагогического коллектива по плану реализации проекта. Проведение оценки эффективности мероприятий. Определение стратегии дальнейших действий.

Май

Руководство школы

             

 

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе             И.А. Малевич